Многие родители сталкиваются с тем, что зачастую не знают,
как разговаривать со своим ребенком. Родители пытаются, но не умеют и не
понимают, как вести диалог.
К сожалению, это очень распространенная проблема в
отношениях между детьми и родителями. Родители не слышат своего ребенка, а
потому не знают, как с ним взаимодействовать.
В психологии есть термин «активное слушание», с помощью
которого можно «правильно» слушать и слышать своего ребенка. От обычного оно
отличается тем, что вы, не только слушаете собеседника, но и пытаетесь его
понять.
Как же слушать активно?
Этап первый: проявление
заинтересованности, глаза в глаза
Установите с ребенком визуальный контакт. Многие психологи рекомендуют
смотреть в глаза ребенку, так он будет видеть, что его хотят слышать.
Конечно, не обязательно все время смотреть в глаза ребенку.
У вас могут быть какие-то дела, вы можете быть заняты. Однако, если ребенок
пришел к вам со своей проблемой, хотя бы отвлекитесь и обернитесь в его
сторону. Подумайте, если ребенок обращается к вам с чем-то, значит это
действительно для него важно в данный момент. Ему важно, чтобы вы об этом
узнали. Поэтому стоит все же немного оторваться от своих дел и переключиться на
ребенка.
Этап второй: дайте
ребенку высказаться
Пусть ребенок рассказывает вам все, что он хочет, все, что у
него в данный момент на душе, о чем он думает. Возможно, он чем-то недоволен, или его кто-то обидел, и он хочет вам
пожаловаться. А, быть может, наоборот, он желает поделиться с вами своей
радостью, открытием или просто какой-то информацией. Неважно!
Важно то, что сейчас он должен говорить. Не надо задавать
ему никаких вопросов, просто помолчите и послушайте, что говорит ваш
ребенок.
Возможно, вы боитесь
своего полного молчания, или того, что ребенок подумает, что вы его не
слушаете. Выразите свое участие не словами, иначе: прикоснитесь к ребенку, кивните
головой, скажите «угу». Сейчас этого будет достаточно. Помните, на этом этапе
говорит ваш ребенок.
Этап третий: проясните
сказанное
Попытайтесь понять, что хочет сообщить вам ребенок. Вот
здесь важно задавать уточняющие вопросы. Просто «отзеркальте» за ребенком то,
что он сказал, и спросите, правильно ли вы его поняли. Начните предложение словами «я правильно
поняла, что…», «ты хочешь сказать, что…».
Так вы и сами лучше поймете смысл сказанного, а возможно, на этом этапе
ваше чадо еще что-то добавит, какие-нибудь подробности.
Этап четвертый: назовите
чувство
Теперь, когда вы все выслушали, поставьте себя на место
ребенка и попытайтесь понять, что он сейчас испытывает: боль, радость, восторг,
огорчение, досаду, недоумение, интерес? Попытайтесь понять, что именно
чувствует ребенок и назовите это чувство. Например, ты рад, ты расстроен, ты
удивлен, тебе интересно и так далее.
Не надо никаких оценочных суждений, сейчас
только обозначаем, называем чувство, эмоциональное состояние ребенка. Будьте
готовы, что он согласиться или не согласится, он, возможно, поправит вас и сам
назовет свое чувство.
Этап пятый: помогите
справиться, если требуется ваша помощь
А вот теперь, когда вы выслушали, сопереживали и собрали
информацию с ребенка, помогите ему прийти к правильному завершению или решению.
Возможно, ему и не требуется ничего, кроме вашего участия, вашего
внимания. Возможно, он просто хотел
чем-то поделиться.
В случае, если ребенку нужен ваш совет, дайте его ненавязчиво. Легонько подтолкните
ребенка к правильному решению. Только не надо высказывать никаких оценочных
фраз, типа: «Это ерунда, не расстраивайся по мелочам, ты поступил неправильно и
т.п.» Помогите ребенку самому прийти к решению. Лучше сказать, что-то вроде
«давай подумаем, как лучше поступить» или «как ты считаешь, что можно сделать»
и т.д.
Конечно, эти советы не панацея, и, возможно, не сразу
получится их применить. Но все-таки учитесь слушать и слышать своих детей, да и
не только детей. Вы увидите, результат не заставит себя ждать. Ваш ребенок
станет намного ближе и понятнее вам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий