понедельник, 3 февраля 2014 г.

Как активно слушать и слышать ребенка


Многие родители сталкиваются с тем, что зачастую не знают, как разговаривать со своим ребенком. Родители пытаются, но не умеют и не понимают, как вести диалог.

К сожалению, это очень распространенная проблема в отношениях между детьми и родителями. Родители не слышат своего ребенка, а потому не знают, как с ним взаимодействовать.
В психологии есть термин «активное слушание», с помощью которого можно «правильно» слушать и слышать своего ребенка. От обычного оно отличается тем, что вы, не только слушаете собеседника, но и пытаетесь его понять.

Как же слушать активно?

Этап первый: проявление заинтересованности, глаза в глаза

Установите с ребенком визуальный контакт. Многие психологи рекомендуют смотреть в глаза ребенку, так он будет видеть, что его хотят слышать.

Конечно, не обязательно все время смотреть в глаза ребенку. У вас могут быть какие-то дела, вы можете быть заняты. Однако, если ребенок пришел к вам со своей проблемой, хотя бы отвлекитесь и обернитесь в его сторону. Подумайте, если ребенок обращается к вам с чем-то, значит это действительно для него важно в данный момент. Ему важно, чтобы вы об этом узнали. Поэтому стоит все же немного оторваться от своих дел и переключиться на ребенка.

Этап второй: дайте ребенку высказаться

Пусть ребенок рассказывает вам все, что он хочет, все, что у него в данный момент на душе, о чем он думает. Возможно, он чем-то недоволен,  или его кто-то обидел, и он хочет вам пожаловаться. А, быть может, наоборот, он желает поделиться с вами своей радостью, открытием или просто какой-то информацией. Неважно!

Важно то, что сейчас он должен говорить. Не надо задавать ему никаких вопросов, просто помолчите и послушайте, что говорит ваш ребенок. 

Возможно,  вы боитесь своего полного молчания, или того, что ребенок подумает, что вы его не слушаете. Выразите свое участие не словами, иначе: прикоснитесь к ребенку, кивните головой, скажите «угу». Сейчас этого будет достаточно. Помните, на этом этапе говорит ваш ребенок.

Этап третий: проясните сказанное

Попытайтесь понять, что хочет сообщить вам ребенок. Вот здесь важно задавать уточняющие вопросы. Просто «отзеркальте» за ребенком то, что он сказал, и спросите, правильно ли вы его поняли.  Начните предложение словами «я правильно поняла, что…», «ты хочешь сказать, что…».  Так вы и сами лучше поймете смысл сказанного, а возможно, на этом этапе ваше чадо еще что-то добавит, какие-нибудь подробности.

Этап четвертый: назовите чувство

Теперь, когда вы все выслушали, поставьте себя на место ребенка и попытайтесь понять, что он сейчас испытывает: боль, радость, восторг, огорчение, досаду, недоумение, интерес? Попытайтесь понять, что именно чувствует ребенок и назовите это чувство. Например, ты рад, ты расстроен, ты удивлен, тебе интересно и так далее. 

Не надо никаких оценочных суждений, сейчас только обозначаем, называем чувство, эмоциональное состояние ребенка. Будьте готовы, что он согласиться или не согласится, он, возможно, поправит вас и сам назовет свое чувство.

Этап пятый: помогите справиться, если требуется ваша помощь

А вот теперь, когда вы выслушали, сопереживали и собрали информацию с ребенка, помогите ему прийти к правильному завершению или решению. Возможно, ему и не требуется ничего, кроме вашего участия, вашего внимания.  Возможно, он просто хотел чем-то поделиться.

В случае, если ребенку нужен ваш совет,  дайте его ненавязчиво. Легонько подтолкните ребенка к правильному решению. Только не надо высказывать никаких оценочных фраз, типа: «Это ерунда, не расстраивайся по мелочам, ты поступил неправильно и т.п.» Помогите ребенку самому прийти к решению. Лучше сказать, что-то вроде «давай подумаем, как лучше поступить» или «как ты считаешь, что можно сделать» и т.д.


Конечно, эти советы не панацея, и, возможно, не сразу получится их применить. Но все-таки учитесь слушать и слышать своих детей, да и не только детей. Вы увидите, результат не заставит себя ждать. Ваш ребенок станет намного ближе и понятнее вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий