Вот уже более десяти лет меня мучает дилемма: стоит ли
наказывать детей за проступки? С одной стороны, мне близок подход японских
воспитателей: это когда маленьким детям разрешено все, и даже больше – ведь они
познают мир! У них кризисы… Вот и пусть
учатся на своих познаниях и ошибках. С другой стороны, при таком подходе ребенок уже в 3 года сядет на
шею, свесит ножки и начнет ими болтать. Так получается, что наказывать ребенка
за проступки все же стоит. Вот только как правильно наказать, чтобы и отношения
с ребенком сохранить добрые, и чтобы он понял, что так-то и так делать не надо?
Я долго думала и экспериментировала со старшим сыном, и вот
какие выводы для себя сделала. А почитав известных детских психологов, еще
больше в них убедилась:
1. Наказывать ребенка надо. Ведь если не наказывать, не
выражать ребенку свое недовольство, то он и не поймет, что делает неправильно.
И тогда его накажут другие… А это уже совсем нехорошо.
2. Наказывать нужно быстро, особенно это касается маленьких
детей. Чем меньше времени прошло между порицанием и проступком, тем лучше
воспитательный эффект. Ребенок яснее поймет, что так делать не надо.
3. Главное правило наказания
- всегда, в любом возрасте, во всех случаях необходимо объяснить
ребенку, за что Вы его наказали. Надо
объяснить не только, что так делать нельзя, но и почему нельзя. Наглядный
пример: «Нельзя повсюду разбрасывать свои вещи. Ребенок не слушается, и
продолжает в том же духе. Тогда надо сказать: «Вещи должны лежать на своих
местах. Нельзя кидать их на пол, под кровать и т.п. Они будут грязные, мятые,
испорченные и т.п. Иди и убери их».
4. Наказание должно быть соразмерно проступку. То есть за
вырванную страницу из книги не стоит ставить ребенка целый день в угол, лишать
его прогулки и т.п.
5. Поощрение. Не забывайте о нем! Поощрения должно быть намного
больше, чем наказания, примерно 5:1. То есть если вы ребенка 1 раз за день
наказали, то 5 раз похвалите его, дайте ему понять, какой он/она хороший,
замечательный, как он вам дорог.
И последнее, все взрослые в семье должны следовать одной
тактике поведения. Запретное и дозволенное должно быть абсолютно одинаковым у всех
взрослых. Здесь не пройдет игра «в плохого и хорошего следователя». Если
ребенок будет наблюдать единство в поведении взрослых членов семьи, он быстрее
усвоит, что может себе позволить, а что нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий